Под постоянным прицелом
Без водителей не обходилась практически ни одна боевая операция в Афганистане. Сколь бы совершенной ни была техника, в том числе автомобильная, главным является не характеристика автомобиля, а водители, чья смекалка и подчас инженерная мысль помогали управлять и ремонтировать технику. О своем опыте войны рассказал водитель-пограничник Александр Михайлович Доронин, в памяти которого навсегда остались незабываемые пейзажи Афганистана, где смертельная опасность подстерегала на каждом шагу.
Александр Михайлович родился 31 марта 1969 года в селе Каликино Александровского района Оренбургской области и после окончания школы был призван на службу в Пограничные войска КГБ СССР. И в период с 1987 по 1989 годы проходил службу в Московском пограничном отряде Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа.
- На тот момент мы думали, что, действительно, отправляемся в Москву. Все стало ясно после приземления. Про Афганистан толком ничего не знали, – делится воспоминаниями участник Афганской войны.
Речь шла о поселке городского типа Московский, расположенном в Хатлонской области Таджикистана на границе с Афганистаном. По прибытии к месту службы призывников определили в учебный пункт, а по его окончании распределили по подразделениям.
Александр Михайлович до армии отучился на водителя и был определен в автороту пограничного отряда. На автомобиле-топливозаправщике он перевозил горючее на аэродром, где осуществлял заправку вертолетов. На сопредельной территории шли боевые операции, «борты» заправлялись и улетали в Афганистан, поэтому работать приходилось без перерывов.
Позже Александра Михайловича перевели служить в роту подвоза. Водителей бензовозов - автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов, называли смертниками или факелами. Ведь одна шальная пуля и …
- Мы автомобильными колоннами пересекали границу и из СССР в Афганистан, чтобы доставить грузы с продовольствием, боеприпасами и ГСМ. Переправляться приходилось через горную реку Пяндж – левый притока реки Амударья. Река огромная и шире родного Урала в 2-3 раза. Офицеры выбирали самое мелкое место для переправы, правда, иногда вода все равно заполняла кабину до уровня сидений. Для переправы приходилось четко вымерять угол движения. Иначе горная стремительная река снесет транспорт. Такие машины, как Урал и КАМАЗ, самостоятельно преодолевали водные преграды. У меня был ЗИЛ-131, у которой воздухозаборник низкий, поэтому на помощь приходил вездеход, оборудованное водометным двигателем транспортное средство, которое было способно передвигаться как по земле, так и по воде, – рассказал Александр Михайлович.
Движение колонн автотранспорта на территории Афганистана осуществляли разными маршрутами, чтобы исключить попадание на мины. Нередко подразделения подвоза горючего подвергались обстрелу со стороны «душманов».
– Передвигаться на автотранспорте приходилось по бездорожью и многочисленным валунам. Был постоянный риск слететь в пропасть. Так что расстояние в 15 километров могли преодолевать и более чем за два часа. Противники использовали мины нажимного действия (так называемые итальянки). Они выдерживали 2-3 машины, а на 4-ой срабатывали. Из кабины машины войны было не видно. Внутри на дверцу вешали бронежи-леты, чтобы избежать снайперского огня и осколков, которые вонзались в железо. Слышен был лишь рев мотора. Приходилось одной рукой удерживать руль, а другой рукой – автомат на коленях, – вспоминает Александр Михайлович.
Один из таких осколков, который впился в кабину машины прямо над головой, хранится у Александра Михайловича, как память о страшной необъявленной войне.
Боевые действия в Афганистане показали, что война – это не только действия по нанесению сокрушительного удара по врагу, но и постоянно работающая инженерно-техническая мысль военнослужащих по усовершенствованию вооружения и техники с учетом реалий, которые невозможно было предусмотреть в научно-исследовательских машиностроительных институтах и конструкторских бюро заводов. Приходилось учитывать сложнейшие условия ведения боевых действий: резкие перепады температур от +40 до -20 градусов, наличие гор и пустынной местности. Первостепенной задачей в таких условиях была перевозка боеприпасов, ГСМ по территории противника, которая сама по себе уже расценивалась как боевая операция.
– Наше подразделение непосредственно не вело боевых действий, мы обеспечивали доставку и сохранность грузов, находясь под постоянным прицелом. Поэтому командованию приходилось вести разведку местности, осуществлять меры по дезинформированию врага о маршрутах нашего передвижения, – заключил ветеран-пограничник Александр Доронин.
За смелые действия, сопряженные с риском для жизни, Александр Михайлович награжден государственной наградой СССР - медалью «За боевые заслуги», а также государственной наградой Демократической Республики Афганистан - медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».
В период службы к Александру Доронину приезжали мать, отец и дед-фронтовик. Конечно, не на территорию Афганистана, а в тот период, когда подразделение находилось в месте дислокации штаба Московского пограничного отряда
– Мой дед в 1943 году, когда ему исполнилось 17 лет, отправился на фронт. Был снайпером. На его счету 56 офицеров вермахта. Он настоял на поездке в Таджикистан, чтобы проведать внука. Родственники прилетели в Душанбе и на такси добрались до места службы, поселились в гостиницу в поселке. Мне в части дали увольнительную, и я смог несколько дней пообщаться с родными, – рассказал Александр Михайлович.
Говоря об Афганистане, невозможно не восхититься красотами природы. На фотографиях из личного фотоальбома Александра Михайловича запечатлены отвесные скалы, огромной стеной нависающие над дорогой.
– Сначала было интересно. Совершенно другая страна, мы чувствовали себя туристами, но это быстро прошло уже после первого обстрела, – добавил Александр Михайлович. Если убрать боевые действия, которые велись на этой территории, то это красивейшая страна. И пустыня, и надвигающиеся гряды скал, и ущелья. А сколько различных животных: дикобразы, среднеазиатские ушастые ежи, сухопутные черепахи...
Среди последних мест службы Александра Михайловича на территории Афганистана стала точка Чахи-Аб, куда его и сослуживцев перебросили на военном вертолете МИГ-26. После вывода советских войск с территории Демократической Республики Аф-ганистан Александр до демобилизации в мае 1989 года продолжал службу на пограничной заставе на территории Советского Союза.
Делясь планами на будущее, Александр Михайлович рассказал о подготовке к предстоящему Параду, посвященному 74-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
– В 2018 году оренбургские ветераны Погранвойск впервые приняли участие в Параде Победы в г.Оренбурге. В этом году желающих встать в строй и таким образом отдать дань памяти нашим дедам-фронтовикам уже намного больше, – заключил Александр Доронин.